1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие
деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных
спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.
Настоящая программа по футболу (далее – Программа) составлена на основе нормативных
документов Министерства спорта Российской Федерации и Министерства образования Российской
Федерации:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации»;
приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 года №1125 «Об
утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и
методической деятельности в области физической культуры и спорта»,
Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации
от 12.05.2014 г.
В учебно-тренировочной работе детский тренер должен знать морфологические и
функциональные изменения в системах организма на разных этапах подготовки, а также учитывать
при отборе педагогическую и психологическую пригодность детей, т. е. интеллектуальные
способности юных футболистов, и пригодность их нервной системы к занятиям и соревнованиям по
футболу. Особенно нужно обратить внимание на тренируемость функциональных систем и органов,
определяющих достижения в футболе, т.к. без хорошей приспосабливаемости организма к
повышенным физическим и эмоциональным нагрузкам трудно достигнуть высоких и устойчивых
результатов в футболе. При планировании учебно-тренировочной работы в группах 1-го и 2-го годов
обучения обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей и подростков, которые
отличаются друг от друга тем, как формируются у них привычки, как усваиваются знания,
приобретаются и совершенствуются умения, навыки при обучении. Если возрастной период с 6 до 1011 лет можно назвать относительно спокойным и является наиболее благоприятным для развития
«чувства мяча». В это время объяснение, рассказ не приводят к серьезным сдвигам в обучении технике
футбола и знакомство с механизмами ударных действий и разными по форме (относительно более
простыми) действиями с мячом происходит практически спонтанно. Поэтому примерно до 10 лет
методом обучения является подражание. Естественное развитие двигательной чувствительности к 11
годам практически завершается и в дальнейшем ее изменение зависит в основном только от
тренировки. Юные футболисты в этом возрасте в принципе готовы осваивать практически любые по
сложности технические приемы. Лимитирующим фактором для исполнения каких-либо приемов или
заданий может быть недостаток естественного развития необходимых физических качеств. При этом
изучение технических приемов, для выполнения которых у детей достаточно сил, вполне могут быть
освоены, более того, возраст - с 11 до 14 лет является самым благоприятным для освоения
разнообразных и сложных по форме движении.
В последнее время заметна акселерация физического развития у подростков. В начале полового
созревания у 10-12-летних ребят имеют место бурно протекающие морфологические и
функциональные изменения в системах организма. Именно в этот период наблюдается наибольшее
увеличение роста и веса тела у мальчиков (для информации — у юных футболистов в темпах
изменения роста наблюдаются некоторые отличительные особенности». В 10-11 лет заметен прирост
длины тела, в 11-12 лет идет более значительная прибавка в росте, однако в 13-14 лет вновь
наблюдаются различия в темпах изменения роста юных футболистов. Наиболее значительный скачок
роста (более 10 см) в 14 лет, причем к 12 годам мальчики достигают 86% от своего будущего роста.
Примечательно, что высокорослые подростки и в период завершения роста сохраняют свое
преимущество над сверстниками более низкого роста. Поэтому нередко в своих возрастных группах
добиваются успеха крупные, здоровые дети, опережающие своих одногодков по физическому
развитию. Таких детей зачастую принимают за более способных и даже талантливых. Однако
опережение ребенком своего роста еще не ласт надежных оснований для суждения о его будущих
способностях и возможностях. Быстрый рост спортивных результатов в первые годы тренировок не
гарантирует высоких достижений в будущем. В то же время отсутствие раннего развития не
исключает последующего подъема. Быстрый рост результатов в детском возрасте чаще всею связан с
чисто биологическими причинами, темпами превращения ребенка, подростка во взрослого. Замечено,
что дети па какой-то отрезок времени могут опережать сверстников в развитии, но потом темп
развития падает.
Ни для кого не секрет, что эффективность спортивной деятельности зависит от уровня развития
двигательных качеств. В возрасте от 6 до 10 лет наблюдаются высокие темпы развития ловкости
движений, гибкости. После 8-10 лет наблюдается интенсивное развитие всей мускулатуры, а период
13-14 лет является этапом активного совершенствования мышечной системы и двигательных функции.
В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются также высокие темпы прироста мышечной
массы, с увеличением которой растет и сила. Максимальный прирост силы наблюдается у мальчиков
до 13-14 лет.
Дети младшего возраста отличаются незначительной выносливостью. Показатели физической
работоспособности достаточно стабильны в 11-12-летнем возрасте и ее можно прогнозировать. С 6 до
14 лет происходит активное развитие функций двигательного анализатора, который к 13-14 голам
достигнет высокого уровня, а дальше приостанавливается. Уже в 9-12-летнем возрасте это
положительно сказывается на координации движений и значительно улучшает ее в процессе учебнотренировочной работы (полная зрелость в строении ядра двигательного анализатора достигается к 13летнему возрасту). В 11-12 лет в функциях нервной системы наблюдается значительное преобладание
возбудительных процессов и относительно медленной выработкой дифференцированного
торможения. Острога мышечного чувства, а вместе с ней и точность движений, от которых также
зависит быстрота освоения технических приемов игры, развивается очень быстро с 8 до 12 лет. В то же
время у 8-11-летних детей точность развита слабо. Недостаточный уровень развития
психофизиологических функции в 11-12 лет не позволяет юным футболистам добиваться высокой
степени быстроты и точности движений. Это объясняется тем, что у подростков в связи с бурным
развитием и началом полового созревания отмечается временная задержка в развитии способности
овладевать движениями. В 12-13-летнем возрасте заметна высокая способность к овладению
сложными движениями, двигательными навыками (лучше, чем в 14-15 лет). При прогнозировании
способностей и перспективности юных футболистов нельзя пренебрегать и влиянием наследственных
факторов. Данные японских и немецких ученых, по которым в среднем у 50% детей можно ожидать
наличия выраженных спортивных способностей. Поэтому необходимо иметь полное представление о
спортивных увлечениях и достижениях родителей, братьев и т.д.
Особое значение при определении перспективности юных футболистов имеют педагогические
наблюдения. Это то, что сложно измерить и оценить с помощью самой совершенной аппаратуры и
получить ответы на важные вопросы: велик ли и устойчив у детей (подростков) интерес к занятиям;
внимателен ли футболист на занятиях; умеет ли сосредоточить внимание на главном, а также
удерживать и своевременно переключать внимание в процессе учебно-тренировочной деятельности;
проявляет ли настойчивость в достижении цели при выполнении даже незначительных заданий
тренера; способен ли подросток самостоятельно осмысливать, критически оценивать собственную
тренировочную деятельность и находить пути самосовершенствования в футболе; как быстро
обучается он технике и тактике и какие приемы игры удаются ему особенно легко, какие с трудом, с
чем это связано; обладает ли мальчик способностью к творчеству в процессе игровых упражнений,
состязании и проявляется ли потребность найти оригинальные способы решения тактических задач,
как часто это наблюдается; какова способность подростка к вероятному прогнозированию событий;
какова игровая активность и агрессивность юных футболистов в тренировках и играх; какова
помехоустойчивость к различным неблагоприятным факторам; стремится ли подросток быть лидером
в ходе игровых упражнений, игр и способен ли взять на себя эту роль в сложных условиях
соревнований.
Все весомее значимость высокого уровня физической подготовленности. При отборе к занятиям
футболом особое внимание надо обратить на скорость бега и перемещений, координационную
одаренность, ловкость.
Эти сложные двигательные качества во многом определяют возможности футболиста в
овладении сложными техническими приемами игры, а также эффективность использования
собственных функциональных возможностей в сложных условиях учебно-тренировочного процесса и
соревновании.
Учитывая специфику футбола, мы сочли целесообразным обратить внимание тренеров на
серьезное отношение к организации врачебных обследований. Задача такого обследования на первом
(предварительном) этапе отбора заключается в том, чтобы при зачислении детей в футбольные школы
для профессиональной подготовки и участия в соревнованиях допускались здоровые дети. На втором
(определяющем) этапе отбора роль врачебного освидетельствовании возрастает. Именно специалисты
должны определить, у каких детей и подростков функциональное состояние органов и систем
организма отвечает или будет отвечать требованиям, предъявляемым современным футболом. При
этом нельзя забывать и о тех детях, у которых обнаружены отклонения от нормы в состоянии здоровья,
но эти отклонения можно со временем устранить Основополагающие принципы:
• Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного
процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки,
воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского
контроля).
• Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по
этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить
в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки,
объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и
технико-тактической подготовленности.
• Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки,
индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного
набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач
спортивной подготовки.
Формирование групп на этапах подготовки:
• Спортивно-оздоровительная группа - на него зачисляются учащиеся общеобразовательных
школ, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная
работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и знакомство с основами техники
футбола.
В программе нашли отражение задачи работы с обучающимися; содержание учебного материала
по физической, технической, тактической и теоретической подготовке; распределение времени на
виды подготовки; нормативные требования для перевода учащихся в следующую возрастную группу.
Задачи работы с учащимися органически связаны с основной целью многолетней подготовки
спортивных резервов по футболу в спортивных школа — воспитанием спортсменов высокой
квалификации.
Конкретными задачами на данном этапе многолетней подготовки юных футболистов являются:
1.
Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и
разносторонней физической подготовленности.
2.
Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.
3.
Обучение основам техники и тактики игры.
4.
Приучение к игровым условиям.
5.
Подготовка и выполнение нормативов по технической и физической подготовке.
6.
Привитие учащимся стойкого интереса к занятиям футболом.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
На протяжении всего периода обучения в спортивной школе футболисты проходят несколько
возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая
направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их
совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий
с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для футболиста;
- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- увеличение объема тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных
мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных
футболистов.
Задачи спортивно-оздоровительной группы
1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим
занятиям.
2. Утверждение здорового образа жизни.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья,
закаливание организма.
4. Овладение основами футбола.
Наполняемость групп и режим учебно-тренировочной работы.
Год
обучения
Минимальный
возраст для
зачисления, лет
Минимальное
число учащихся
в группе
количество
учебных часов в
неделю
Требования по
физической и
специальной
подготовке на начало
учебного года
Спортивно-оздоровительные группы
1-3 й год
6
15
4,5 - 6
Выполнение
нормативов ОФП
Максимальный план учебно-тренировочных занятий (в часах)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Разделы подготовки
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Теоретическая подготовка
Контрольно-переводные испытания
Участие в соревнованиях
Инструкторская и судейская практика
Восстановительные мероприятия
Медицинское обследование
Общее количество часов
СОГ
170 - 194
30 = 49
2-6
2-4
6 - 15
2-4
20 -36
2- 4
234 - 312
3. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Теоретическая подготовка
Тема I. Физическая культура — важное средство воспитания и укрепления здоровья
Понятие физической культуры. Формы физической культуры. Физическая культура как средство
воспитания организованности, трудолюбия, ноли и других нравственных качеств, и жизненно важных
умений, и навыков.
Тема 2. Единая спортивная классификация
Основные сведения о Единой спортивной классификации. Юношеские разряды по футболу.
Тема 3. Личная и общественная гигиена
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические
требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.
Тема 4. Закаливание организма юного спортсмена
Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом. Закаливание водой.
Закаливание солнцем. Закаливание при занятиях физической культурой.
Тема 5. Самоконтроль в процессе занятий спортом
Дневник самоконтроля. Его форма и содержание
Тема 6. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов Понятие о
спортивной тренировке, ее цель, задачи и основное содержание.
Тема 7. Средства спортивной тренировки
Физические упражнении. Соревновательные упражнения. Общеподготовительные упражнения.
Использование природных и гигиенических факторов.
Тема 8. Физическая подготовка юного спортсмена
Понятие о физической подготовке юного спортсмена. Основные сведения о ее содержании и
видах. Физические качества: сила, быстрота, выносливость, ломкость, гибкость.
Тема 9. Техническая подготовка юного спортсмена
Основные сведения о технической подготовке и ее значении для роста спортивного мастерства
Тема 10. Тактическая подготовка юного спортсмена
Основное содержание тактики и тактической подготовки. Командная и индивидуальная тактика.
Тактика зашиты и нападения.
Тема 11. Правила соревнований. Основные правила соревнований.
При проведении теоретических занятий необходимо учитывать возраст занимающихся и излагать
материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической
подготовки могут вноситься определенные коррективы.
Физическая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал.
Расчет по порядку. Расчет на «первый-второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и
смыкание приставными шагами. Повороты на месте направо и налево. Начало движения шагом с
левой ноги.
Общеобразовательные упражнения. Сгибание и разгибание рук. Круговые движения одной
рукой. Движения плечами (вверх, вниз, вперед, назад). Движения кистями (сгибание и разгибание,
приведение и отведение, круговые движения). Поочередные движения руками. Взмахи ногой вперед,
назад и в сторону. Сгибание и разгибание ног в положении сидя. Приседание и переход в стойку на
коленях. Вставание из седа, скрестив ноги. Наклоны туловища вперед и в стороны. Прыжки на месте
на обеих ногах скрестно. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Общее развивающие
упражнения с большими и малыми мячами, гимнастическими палками.
Акробатические упражнения. Перекат в сторону из упора, стоя на коленях. Перекат вправо
(влево) из упора, стоя на правом (левом) колене, левая в сторону на носок. Перекаты в сторону в
широкой группировке. Кувырок вперед из упора в положении сидя в группировке.
Упражнения для формирования осанки. Упражнения у вертикальной плоскости:
1. Встать к стене (положение рук — на пояс, в стороны, к плечам), поднять согнутую ногу,
выпрямить ее и отвести в сторону.
2. То же с подниманием на носки.
3. Стоя у стены, прижавшись к ней, наклониться вправо, а затем, не отрываясь от стенки,
вернуться в и.п. То же влево. Положение рук может быть различным: за голову, на голове, вверх, на
пояс и др.
Упражнения с удержанием груза на голове (вес 150-200 г):
1. Удержать груз на голове, медленно присесть и встать.
2. То же с касанием пяток пальцами рук.
3. Стоя на одной ноге, поднять другую вперед и подтянуть к животу
4. Ходьба боком по рейке гимнастической скамейки.
5. Передвижение вправо и влево по рейке гимнастической скамейки.
Упражнения для мышц стопы:
1.
Ходьба на носках, высоко поднимая колени.
2.
Ходьба на пятках (пальцы поднимать как можно выше).
3.
Ходьба на наружных сторонах стоп (пальцы сжать, немного загребать носками).
4.
Захватить пальцами правой ноги ручку скакалки, поднять ее и взять рукой; затем
пальцами левой ноги взять ее из рук и положить на пол; то же выполнить в обратном порядке.
5.
Сидя на скамейке, захватить сводами стоп какой-либо мелкий предмет (малый мяч,
булаву и др.).
6.
Сидя на скамейке, захватить сводами стоп обеих ног булаву, стоящую на полу, поднять
и переставить влево; то же выполнить вправо.
Упражнения. Челночный бег (3x10 м). Бег на 30 м. Кросс без учета времени на 300 и 500 м.
Многоскоки (8 прыжков-шагов с ноги на ногу. Лазание по канату с помощью ног. Метание теннисного
мяча в цель. Полоса препятствий (из 10 видов упражнений). Плавание любым способом (12 или 25 м).
Ходьба на лыжах 1—2 км.
Подвижные игры. «У медведя во бору», «Салки», «Мяч среднему», «Совушка», «Группа,
смирно!», «Самый меткий», «Метко в цель», «Прыжки по полоскам», «Охотники и утки»,
«Зайцы, сторож и Жучка», «Волк во ржи», «Попрыгунчики-воробушки», «Выбей водящего», «Зайцы в
огороде», «Передача мячей в колоннах над головой», «Передача мячей под ногами»,
«Команда быстроноги», «Октябрята».
Тактическая подготовка
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изучаемых технических
приемов в игровой обстановке. Определение и понимание игровых ситуаций, целесообразных для
ведения мяча, обводки соперника, передачи мяча партнеру.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение игроков в играх на малых
площадках в ограниченных составах 3x3, 4x4. Умение ориентироваться, реагировать
соответствующим образом на действия партнера и соперника. Выбор момента для «открывания» с
целью получения мяча. То же для «закрывания» соперника.
Групповые действия. Взаимодействие двух или трех партнеров в играх. Выполнение передач в
ноги партнеру, на свободное место, на удар. Выполнение простейших комбинации при начальном,
угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывании мяча из-за боковой линии.
Физическая подготовка
Строевые упражнения. Повороты на месте кругом. Ходьба противоходом. Ходьба по диагонали.
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения руками. Асимметричные движения
руками. Общеразвивающие упражнения с волейбольными и футбольными, теннисными, набивными
мячами, гимнастическими палками. Подтягивание прямого туловища из положения лежа на животе
(или спине) на гимнастической скамейке, стоящей Индивидуальные действия с мячом.
Использование наиболее рациональных способов ударов по мячу, ведения мяча, остановок в
зависимости от направления, траектории и скорости мяча и с места расположения соперников.
Применение различных видов обводки (с измене-1равления движения) в зависимости от игровой
ситуации.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение игроков на малых площадках в
ограниченных составах 4x4, 5x5, 6x6 — при атаке. Выполнение нападающими игровых функций.
Выработка умения ориентироваться, реагировать соответствующим образом на Партнера и соперника.
Групповые действия. Точное и своевременное выполнение передач в ноги партнеру, на свободное
место, на удар, взаимодействие двух, трех партнеров при выполнении простейших комбинаций при
начальном, угловом, штраф-ударах, выбрасывание мяча.
ТАКТИКА ЗАЩИТЫ
Индивидуальные действия. Правильное расположение игроков на малых площадках в
ограниченных составах при обороне. Выполнение защитниками игровых функций, правильной
позиции по отношению к подопечному игроку нападающей команды и противодействие получению
им мяча. Выполнение «закрывания» противника. Использование изучаемых приемов отбора мяча в
игровой обстановке.
Групповые действия. Выбор наиболее рациональной позиции игроков при атаке противника
флангом и через центр. Страховка партнера, вступающего в единоборство с соперником. Организация
и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря.
ТАКТИКА ВРАТАРЯ
Выбор правильной позиции в воротах при ударах по воротам в зависимости от «угла удара».
Розыгрыш удара от ворот, введение мяча в игру после ловли открывшемуся партнеру. Выбор
правильной позиции при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Техническая подготовка
Техника передвижения. Бег спиной вперед. Бег скрестными шагами. Бег дугами.
Прыжки: вверх—вправо и вверх—влево, толчком одной ногой с разбега.
Повороты: переступанием и прыжком.
Остановки во время бега выпадом и прыжком.
Удары по мячу ногой. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и
средней частью подъема. Выполнение удара на точность: в ворота, партеру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба в прыжке с места и с разбега по летящему
навстречу мячу. Удары серединой лба без прыжка с места и с разбега на точность: в ворога, партнеру.
Остановка мяча. Остановка опускающеюся мяча серединой подъема. Остановка мяча
изученными способами, подготавливая его для последующих действий и прикрывая туловищем.
Ведение мяча. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема, меняя направление
движения, между движущимися партнерами, изменяя скорость передвижения.
Обманные движения. Финт «уход» от соперника выпадом (при атаке соперника показать
туловищем движение в одну сторону и рывком уйти в сторону).
Отбор мяча. Отбор мяча у соперника толчком плеча в плечо.
Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча из положения «в шаге». Вбрасывание мяча на точность: в
ноги или на ход партнеру.
Техника игры вратаря. Основная стойка. Передвижение в воротах без мяча в сторону
скрестным, приставным шагом и скачками. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от
вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке.
Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с
падением.
Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места.
Отбивание мяча двумя руками без прыжка и в прыжке с места. Бросок мяча одной рукой снизу и
из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли и с рук на точность.
Восстановительные мероприятия.
Неотъемлемой составной каждого плана тренировки должно быть использование средств
восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы:
педагогические, психологические, медико-биологические.
Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и
включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.
Психолого-педагогические средства:
- творческое использование тренировочных и соревновательных нагрузок;
- применение средств общей физической подготовки с целью переключения двигательной
активности и создания благоприятных условий для протекания процесса восстановления;
- оптимальная продолжительность отдыха между занятиями, варьирование интервалов
отдыха между упражнениями;
- применение средств и методов психорегулирующей тренировки. Медико-биологические
средства.
- специализированное питание;
- распорядок дня;
- спортивный массаж;
- гидропроцедуры (контрастные ванны, разнообразные души);
- баротерапия;
- кислородотерапия и др.
Медико-биологический контроль.
Медико-биологический контроль направлен на оценку состояния здоровья, определения
физического развития и биологического возраста юного спортсмена, уровня его функциональной
подготовки.
Основным в комплексном врачебно-биологическом контроле является углубленное медицинское
обследование, которое проводится 2 раза в год.
Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана
подготовки юных спортсменов.
Инструкторская и судейская практика.
Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий является
обязательным для всех групп подготовки. Навыки организации и проведения занятий и соревнований
приобретается на всем протяжении многолетней подготовки в процессе теоретических занятий и
практической работы в качестве помощника тренера, инструктора, помощника судьи, секретаря,
самостоятельного судейства.
Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям.
Достижение высокого уровня мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от
рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов – технической,
тактической, физической, теоретической и психологической.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общей – проводимой в
течение всего года, и специальной – к конкретному соревнованию.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируется высокий уровень
соревновательной мотивации, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и
саморегуляции в соревновательной деятельности. При психической подготовке к конкретным
соревнованиям, воспитывается специальная психическая готовность спортсмена, характеризующаяся
уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем
эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью
управлять действиями, эмоциями и поведением.
4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ
ИСПЫТАНИЙ
1. Нормативы по технической подготовке производится в соответствии с положением в
процессе соревнований или учебно-тренировочных занятий, специально этому посвященных.
2. Удар по мячу на дальность. Удар по мячу на дальность выполняется правой и левой ногой по
неподвижному мячу с разбега любым способом. Измерение дальности полета мяча производится от
места удара до точки первого касания мяча о землю. Ширина коридора, в зоне которого засчитывается
результат, 8м. Для удара каждой ногой предоставляется по три попытки. Конечный результат
определяется по сумме ударов обеими ногами.
3. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам. Ведение мяча на расстоянии 10м; обводка
змейкой трех стоек, поставленных на 12-метровом отрезке; удар в цель (2,5x1,2 м) с расстояния 7м.
Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае, если мяч не попал
в цель, упражнение не засчитывается. Делаются три попытки. Учитывается лучший результат.
4. Бег 30м с ведением мяча. Упражнение выполняется с высокого старта; мяч разрешается вести
любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча. Упражнение считается законченным,
когда игрок пересечет линию финиша. Судья на старте фиксирует правильность старта и число
касаний мяча, а судья на финише — время бега.
5. Жонглирование мячом. Выполняются попеременно улары правой и левой ногой. Удары
выполняются любым способом без повторения удара (одной ногой) более двух раз подряд. На
выполнение упражнения даются три попытки.
Зачетные требования для полевых игроков и вратарей по общей физической подготовке:
1. Бег 15, 30, 60 м.
2. Челночный бег 3х10 м.
3. Бег 1000 м.
4. Прыжок в длину с места.
5. Тройной прыжок см.
6. Прыжок вверх с места со взмахом рук; без взмаха рук см
7. Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы м.
Упражнения
выполняются
по
правилам
соревнований
по
легкой
атлетике. Бег выполняется с высокого старта.
Для полевых игроков и вратарей по специальной физической подготовке:
1. Бег 30 м с ведением мяча выполняется с высокого старта, мяч можно вести любым способом, делая
на отрезке не менее трех касаний мяча, не считая остановки за финишной линией. Упражнение
считается законченным, когда игрок пересечет линию финиша.
Судья на старте фиксирует
правильность старта и количество касаний мяча, а судья на финише -время бега.
2. Бег 5х30 м с ведением мяча выполняется так же, как и бег на 30 м с мячом. Все старты -с места.
Время для возвращения на старт - 25 сек. В случае нарушения правил прохождения отрезка
футболист возвращается на старт (за счет 25 сек) и упражнение повторяется.
Обязанности судей те же, что и при беге на 30 м с мячом.
3. Удар по мячу на дальность выполняется правой и левой ногой по неподвижному мячу с разбега
любым способом. Измерение дальности полета мяча производится от места удара до точки первого
касания мяча о землю по коридору шириной 5 м.
Для удара каждой ногой даются по три попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой
ногой. Конечный результат определяется по сумме лучших ударов обеими ногами.
Для полевых игроков по технической подготовке:
1. Удары по воротам на точность выполняются по неподвижному мячу правой и левой ногой с
расстояния 17 м (подростки 10-12 лет - с расстояния 11 м). Футболисты 10-15 лет посылают мяч по
воздуху в заданную треть ворот, разделенных по вертикали. Юноши 16-18 лет посылают мяч в
половину ворот; он должен пересечь линию ворот по воздуху и коснуться земли не ближе, чем в 10 м
за воротами. Выполняется по пять ударов каждой ногой любым способом. Учитывается сумма
попадания.
2. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняется с линии старта (30 м от линии
штрафной площади), вести мяч 20 м, далее обвести змейкой четыре стойки (первая стойка ставится в
10 м от штрафной площади, а через каждые 2 м ставятся еще три стойки), и не доходя до штрафной
площади, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот
мячом. В случае, если мяч не будет забит в ворота, упражнения не засчитываются. Даются три
попытки. Учитывается результат лучшей попытки.
3. Жонглирование мячом — выполняются удары правой и левой ногой (серединой, внутренней и
внешней частями подъема), бедром и головой. Удары выполняются в любой последовательности без
повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными
способами, из них не менее раза головой, правым и левым бедром.
Для вратарей по технической подготовке
4. Вбрасывание мяча рукой на дальность (разбег не более четырех шагов) выполняется по
коридору шириной 3 м.
Примечания:
1. Упражнения по общей физической подготовке выполняются в туфлях без шипов.
2. Упражнения по специальной физической подготовке выполняются в полной игровой форме
*Тесты считаются пройденными при выполнении 80% от заданных нормативов.
5. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Эффективность воспитательной работы с юными футболистами во многом зависит от четкости ее
планировании, от умения тренера ставить правильные задачи и пользования для их решения
достаточно широкого разнообразного арсенала форм, средств и методов, каждой учебной группы
составляется головой план воспитательной работы. При планировании воспитательного процесса
тренер учитывает специфику деятельное спортивной школы, которая заключается в том, что
проведения воспитательной работы практически имеет возможность в основном использовать то
время, которое отводится па учебно-тренировочные занятия. Исключения возможны лишь в период
пребывания юных футболистов в спортивно-оздоровительном лагере.
Тренеры, работающие с учащимися 5-10 лет, должны стремиться к тому, чтобы в ходе учебнотренировочного процесса формировать у учащихся сознательное, творческое отношение к труду;
высокую организованность и требовательность к себе, чувство ответственности за порученное дело;
бережное отношение к инвентарю, оборудованию и спортивной форме. Главными воспитывающими
факторами в этой работе должны быть личный пример, педагогическое мастерство тренера, четкая
организация учебно-тренировочной работы, товарищеская взаимопомощь и взаимотребовательность,
формирование и укрепление коллектива.
Большое внимание необходимо уделять агитационной работе, пропагандируя хорошие традиции
школы, отмечая лучшие учебные группы и отдельных учащихся. В этих целях постоянно
оформляются и периодически обновляют стенды спортивной славы, где помещаются фотографа:
призы, награды. Такой подход способствует воспитанию клубного патриотизма как одной из
многочисленных форм патриотизма спортсмена, целеустремленности, уважения к партнерам и
старшим товарищам. Эффективной формой воспитательной работы может стать торжественное
поощрение в футболисты с вручением учащимся спортивной формы, значков и т.д.
Определенное место в воспитательном процессе с юными футболистами отводится
соревнованиям. Напряженная атмосфера соревнования способствует формированию у детей
бойцовских качеств, чувства товарищества, уважения к соперникам. И холе соревновании также
промеряется устойчивость технических навыков, тактическая смекалка, физическая подготовленность.
6. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В связи с тем, что мальчики 5-10 лет имеют относительно низкие функциональные возможности,
недостаточный уровень развитии наиболее важных для игривой деятельности психомоторных
функций, необходим внимательный индивидуальный подход к занимающимся.
Начальное обучение юных футболистов 5-10 лет технике и тактике игры проводится при помощи
упражнение доступных для детей данного возраста. Не следует требовать выполнения упражнений
детьми в максимально темпе, применять много упражнений, где юным футболистам приходится
быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку, изучать водном занятии более 2-3
технических приемов, проводить двухсторонние игры в общепринятых составах на полях стандартных
размеров.
Ознакомление начинающих футболистов с основным группами технических приемов,
позволяющих успешно вести элементарную игровую деятельность, способствуй формированию
интереса детей к футболу.
Овладение тактическими действиями следует начинать с изучения индивидуальных и групповых
тактических действий в игровых групповых упражнениях 2x2, 3x3, 4x4, 5х 6x6, на площадках с
ограниченными размерами, а также подвижных играх. Для воспитания игрового мышления не
обходимо широко использовать различные средства, в то числе и подвижные игры, направленные на
развитие быстроты сложной реакции, ориентировки, умения взаимодействовать с партнерами.
Учитывая, что двигательный навык более успешно формируется на базе достаточной физической
подготовленности, в занятиях с учащимися первого года обучения примерно 50% времени отводится
физической подготовке. На втором году обучения время на физическую подготовку сколько
уменьшается за счет увеличения времени на техническую подготовку. Используются доступные
средств из программного материала с преимущественной направленностью на развитие быстроты,
ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.
В каждой возрастной группе предусматривается та прием контрольных нормативов. Часть
времени, предусмотренная на сдачу контрольных нормативов по технической и физической
подготовке тренер может планировать на подготовку учащихся к сдаче указанных нормативов.
Значительное внимание уделяется воспитанию у учащихся правильной осанки. Это вызвано тем,
что значительная часть детей младшего школьного возраста подвержена нарушению осанки. Однако
подавляющее большинство этих нарушений имеет нестойкий функциональный характер, они могут
быть исправлены с помощью физических упражнений. Для формирования правильной осанки
предусматриваются специально подобранные комплексы физических упражнений.
Основной формой учебно-тренировочных занятий с учащимися является урок. В работе с юными
футболистами применяются как комплексные, так и тематические уроки. В комплексных уроках
одновременно используются упражнения по физической, технической и тактической подготовке.
Особое внимание в уроках уделяется такой подготовке учащихся к сдаче нормативов по технической и
физической подготовке.
Изучение теоретического материала планируется в форме кратких бесед продолжительностью не
более 7-15 мин. Одновременно теоретические занятия приобретаются учащимися также на
практических занятиях. При изучении теоретического материала рекомендуется широко использовать
наглядные пособия и технические средства обучения.
В спортивной школе предусматриваются соревнования между учебными группами по минифутболу. Время, затраченное на участие в соревнованиях, равномерно распределяется на техническую
и физическую подготовку.
7. ЛИТЕРАТУРА
1.
Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва. М., Советский спорт, 2007
2.
А. Кузнецов. Настольная книга детского тренера (I этап 8-10 лет) Организационнометодическая
структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе «Олимпия.
Человек» Москва. 2007
3.
А.
Кузнецов.
Настольная
книга
детского
тренера
(II
этап
11-12
лет)
Организационнометодическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе
«Олимпия.
Человек» Москва. 2007
4.
А.
Кузнецов.
Настольная
книга
детского
тренера
(III
этап
13-15
лет)
Организационнометодическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе
«Олимпия.
Человек» Москва. 2007
5.
Кузнецов. Настольная книга детского тренера (IY этап 16-17 лет) Организационнометодическая
структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе «Олимпия.
Человек» Москва. 2007
6.
М. Кук. 101 упражнение для юных футболистов (7-11 лет) «Астрель» Москва, 2001
7.
М. Кук. 101 упражнение для юных футболистов (12-16 лет) «Астрель» Москва, 2001
8.
С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. Футбол. Методика тренировки «техники реализации стандартных
положений» «ТВТ Дивизион» Москва 2006
9.
С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. Футбол. Методика тренировки техники головой «ТВТ Дивизион»
10.
В.В. Немчинов, В.А. Паротиков. Методические рекомендации по подготовке и проведению
детско-юношеских соревнований по футболу, турниров на призы клуба «Кожаный мяч» Москва, 1989
11.
В.А. Перепекин. Восстановление работоспособности футболистов «Олимпия, Пресс», 2006
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
"ФАВОРИТ", Лилейко Андрей Сергеевич, Директор
26.06.25 10:18 (MSK)
Сертификат FEBFB5B2941F46BBC8DA01CDC244C06D